10.11.2017
Долгие годы я размышлял: почему в одних странах существуют научно-популярные медиа, а в других — нет. Например, в США, Франции, Мексике, ЮАР, Японии, Малайзии — существуют, а вот в Великобритании или Испании — нет.
Однако после того, как я лет пятнадцать поработал в этой сфере, ответ сложился сам собой. Мир стал высокоспециализированным, и те страны, которые ориентируются на высокотехнологичное производство, поддерживают научно-популярные СМИ на государственном уровне, инвестируя таким образом в инженерное и научное образование молодежи. Особенно такой поддержкой славится Франция, что дает свои плоды: самолеты, ядерные реакторы, ракеты, авиационные двигатели, сверхскоростные поезда — все это в Евросоюзе делает Франция. Исключение — США и Россия. В Америке роль государства выполняют гигантские хайтек-корпорации, бюджеты которых уже могут прокормить небольшие страны.
В России же нет ни того, ни другого. В СССР с научной журналистикой было все в порядке.
«ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ», «НАУКА И ЖИЗНЬ», «ЗНАНИЕ — СИЛА», ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ФИНАНСИРОВАЛИСЬ ПО ПЕРВОМУ РАЗРЯДУ. БЫЛА ДАЖЕ ОТДЕЛЬНАЯ КИНОСТУДИЯ «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ». НО ЭТОТ ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК СТРЕМИТЕЛЬНО ИССЯК.
Хотя мы по-прежнему остаемся страной инженеров, программистов и ученых.
Первые попытки делать на них деньги потерпели фиаско — кто сейчас вспомнит журналы «Парадокс» или «Что нового в науке и технике»? Всё же в печатных медиа для привлечения рекламы нужен не просто журнал, а глянцевый журнал. Такое крайне редко, но встречается и в научно-популярной журналистике. Самый яркий пример — американский хайтек-глянец Wired. В России этот фокус удалось проделать только нашей «Популярной механике». Дело в том, что издавать её по лицензии Hearst взялся крупный «глянцевый» издательский дом Independent Media. Продажами в журнале занимается самый настоящий женский спецназ, набивший руку на таких монстрах, как Cosmopolitan или Harper's Bazaar. Им удалось невероятное — затащить в «Популярную механику» серьёзных рекламодателей. До сих пор количество рекламы «класса люкс» в этом журнале превышает показатели многих мужских глянцевых журналов. Но это скорее исключение.
Большинство научно-популярных журналистов обитает сегодня в интернете, где периодически яркими звездами вспыхивают очень интересные проекты, а потом стремительно гаснут, когда заканчиваются деньги спонсоров и основателей. Один из самых интересных проектов сегодня — N+1. Но его сотрудники работают практически на одном лишь энтузиазме. Существуют еще отделы науки и технологий при новостных ресурсах, как, например, легендарный отдел науки в Lenta.ru, который, несмотря на качество своих материалов, был почти в полном составе сокращен при первых же проявлениях нестабильности ресурса.
Есть свои научно-популярные проекты и на телеканалах — вернее, были. Как, например, замороженный «Галилео» на СТС.
В конце концов в России появилось множество одиночек — популяризаторов науки, которые выступают на различных онлайн-ресурсах, имеют свои каналы в Youtube, выступают с лекциями по стране — на небольшую команду денег набрать можно. Это, например, раскрученная журналистка Ася Казанцева или биолог Илья Колмановский. Один из популярных проектов подобного рода — Youtube-канал «Все как у зверей» Евгении Тимоновой, но и у нее денег хватает лишь на нерегулярные выпуски. Нестабильность вышеописанных проектов доказывает только одно. Без государственной поддержки научно-популярная журналистика так и будет оставаться уделом чудаков-энтузиастов. Которых в нашей стране гораздо больше, чем денег.
Александр Грек,
главный редактор журнала «Популярная механика»
Источник: журнал «Журналист»