В вашей корзине 0 позиций на сумму 0 р.

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Удел чудаков. Главред журнала «Популярная механика» обозревает мир научно-популярных медиа

Поделиться:
Удел чудаков. Главред журнала «Популярная механика» обозревает мир научно-популярных медиа 10.11.2017
   Долгие годы я размышлял: почему в одних странах существуют научно-популярные медиа, а в других — нет. Например, в США, Франции, Мексике, ЮАР, Японии, Малайзии — существуют, а вот в Великобритании или Испании — нет.
Однако после того, как я лет пятнадцать поработал в этой сфере, ответ сложился сам собой. Мир стал высокоспециализированным, и те страны, которые ориентируются на высокотехнологичное производство, поддерживают научно-популярные СМИ на государственном уровне, инвестируя таким образом в инженерное и научное образование молодежи. Особенно такой поддержкой славится Франция, что дает свои плоды: самолеты, ядерные реакторы, ракеты, авиационные двигатели, сверхскоростные поезда — все это в Евросоюзе делает Франция. Исключение — США и Россия. В Америке роль государства выполняют гигантские хайтек-корпорации, бюджеты которых уже могут прокормить небольшие страны.

В России же нет ни того, ни другого. В СССР с научной журналистикой было все в порядке.

«ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ», «НАУКА И ЖИЗНЬ», «ЗНАНИЕ — СИЛА», ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ФИНАНСИРОВАЛИСЬ ПО ПЕРВОМУ РАЗРЯДУ. БЫЛА ДАЖЕ ОТДЕЛЬНАЯ КИНОСТУДИЯ «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ». НО ЭТОТ ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК СТРЕМИТЕЛЬНО ИССЯК.

Хотя мы по-прежнему остаемся страной инженеров, программистов и ученых.

Первые попытки делать на них деньги потерпели фиаско — кто сейчас вспомнит журналы «Парадокс» или «Что нового в науке и технике»? Всё же в печатных медиа для привлечения рекламы нужен не просто журнал, а глянцевый журнал. Такое крайне редко, но встречается и в научно-популярной журналистике. Самый яркий пример — американский хайтек-глянец Wired. В России этот фокус удалось проделать только нашей «Популярной механике». Дело в том, что издавать её по лицензии Hearst взялся крупный «глянцевый» издательский дом Independent Media. Продажами в журнале занимается самый настоящий женский спецназ, набивший руку на таких монстрах, как Cosmopolitan или Harper's Bazaar. Им удалось невероятное — затащить в «Популярную механику» серьёзных рекламодателей. До сих пор количество рекламы «класса люкс» в этом журнале превышает показатели многих мужских глянцевых журналов. Но это скорее исключение.

Большинство научно-популярных журналистов обитает сегодня в интернете, где периодически яркими звездами вспыхивают очень интересные проекты, а потом стремительно гаснут, когда заканчиваются деньги спонсоров и основателей. Один из самых интересных проектов сегодня — N+1. Но его сотрудники работают практически на одном лишь энтузиазме. Существуют еще отделы науки и технологий при новостных ресурсах, как, например, легендарный отдел науки в Lenta.ru, который, несмотря на качество своих материалов, был почти в полном составе сокращен при первых же проявлениях нестабильности ресурса.

Есть свои научно-популярные проекты и на телеканалах — вернее, были. Как, например, замороженный «Галилео» на СТС.

В конце концов в России появилось множество одиночек — популяризаторов науки, которые выступают на различных онлайн-ресурсах, имеют свои каналы в Youtube, выступают с лекциями по стране — на небольшую команду денег набрать можно. Это, например, раскрученная журналистка Ася Казанцева или биолог Илья Колмановский. Один из популярных проектов подобного рода — Youtube-канал «Все как у зверей» Евгении Тимоновой, но и у нее денег хватает лишь на нерегулярные выпуски. Нестабильность вышеописанных проектов доказывает только одно. Без государственной поддержки научно-популярная журналистика так и будет оставаться уделом чудаков-энтузиастов. Которых в нашей стране гораздо больше, чем денег.

Александр Грек,
главный редактор журнала «Популярная механика»

Источник: журнал «Журналист»

Возврат к списку

Популярные журналы