В вашей корзине 0 позиций на сумму 0 р.

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Журнал «Костер» о своих читателях

Поделиться:
Журнал «Костер» о своих читателях 01.07.2022
«У «Костра» есть будущее как у журнала, ведущего диалог с современным ребенком, как у издания для семейного чтения и как у площадки для самовыражения юных творцов», – убежден главный редактор издания Николай Харлампиев, с которым мы побеседовали о том, насколько трудно печатному детскому СМИ работать на медиарынке сегодня и удерживать свою аудиторию.  

– В прошлом году журнал «Костер» отпраздновал 85-летие. Каким вы видите будущее вашего издания? Что осложняет вашу работу больше всего?

– Прежде всего, огорчает отсутствие эффективной рекламы нашего издания. Постоянно при встрече с самыми разными людьми слышишь удивленные и радостные возгласы: «Как?! Тот самый «Костер»?! Он еще выходит?!» Затрудняют нашу жизнь и высокие цены на услуги полиграфии и подписных агентств. Очень мешает продвижению и востребованности журнала наше более чем скромное присутствие в социальных сетях, недостаток у редакции навыков, опыта и активности в этой области.

Уверен, что у «Костра» есть будущее как у журнала, ведущего диалог с современным ребенком, как у издания для семейного чтения, как у литературной лаборатории, как у площадки для самовыражения и раскрытия способностей юных творцов и как у издания, отвечающего широкому спектру интересов ребят. Журнал будет существовать во всех возможных форматах (в том числе и обязательно – на бумаге), станет более интерактивным, динамичным, актуальным. Но останется верен своему кредо – воспитывать читающее поколение.

– Во время пандемии проблем прибавилось?

– Пандемия, безусловно, сказалась на нашей работе, но отразилась двояко. Прежде всего, конечно, отрицательно: лишила нас непосредственного общения с читателями, разлучила с ними на почти два года. Редакция – этой традиции десятки лет – постоянно встречалась с ребятами в школах, библиотеках, в учреждениях дополнительного образования, на Санкт-Петербургском международном книжном салоне, в рамках программ Недели детской книги, на других мероприятиях, связанных с детским чтением в Петербурге и Ленинградской области. Этого нам очень не хватало. Эти встречи были живой связью с читателями, источником отзывов, советов, критики, а порой самых невероятных предложений. Кроме того, это общение часто становилось каналом получения материалов для наших рубрик детского творчества, помогало открыть новых перспективных юных авторов. Одним словом, пандемия нанесла ощутимый ущерб нашей работе, стала для нас настоящим испытанием.

Но, с другой стороны, в этих обстоятельствах мы начали реализовывать то, что давно собирались делать, – записывать короткие видеоролики с обзорами новых номеров журнала, беседы с нашими авторами и художниками, рассказывать, к примеру, о нашей экологической экспедиции «Живая вода», об интересных событиях в жизни журнала. Мы стали активнее принимать участие в онлайн-общении с читателями на площадках детских библиотек, школ и редакции, общаться в этом формате с детскими литературными и журналистскими студиями, включились в проект «Книжный маяк», стали чаще принимать участие в пресс-конференциях, круглых столах и семинарах на интересующие нас темы. Для нашей редакции (боюсь, не самой продвинутой в сфере IT-технологий) это стало важной позитивной составляющей специфики работы в период пандемии. Так что негативное влияние коронавируса отчасти оказалось уравновешенным новым полезным и важным опытом.

Принципиально новых проблем и трудностей за последние два года у нас, пожалуй, не возникало. Как и многие годы, главная трудность, как это ни банально, – хроническая финансовая недостаточность. С остальными проблемами более или менее справляться удавалось.

– Как распространяется журнал «Костер», и каков его тираж?

– Наше издание распространяется по подписке. Журнал, разумеется, можно приобрести или подписаться на него в редакции «Костра» в Санкт-Петербурге. Тираж сейчас не превышает 4000 экземпляров при периодичности 10 номеров в год.

– За последние месяцы столкнулась ли типография, в которой вы печатаетесь, с нехваткой бумаги, красок, комплектующих? Увеличились ли расходы на печать журнала «Костер»?

– Наша типография «ПрофПринт» (одна из старейших в Петербурге), с которой мы сотрудничаем многие годы, как, наверное, большинство полиграфических предприятий страны, испытала (и продолжает испытывать) все упомянутые вами проблемы. Хотя ситуация постепенно налаживается и теряет остроту, подскочившие цены пока не снижаются.

Увеличение расходов на печать «Костра», в связи с известными событиями, подскочило в среднем на 20%, и это при том, что нам пришлось перейти на бумагу подешевле, меньшей плотности.

– О чем пишет «Костер» сегодня?

– Как и во все времена – а изданию в 2021 году исполнилось 85 лет – «Костер» старается писать обо всем, что может быть интересно и полезно юному читателю 9-13 лет. На 32 страницах журнала живут более 25 литературных, познавательных и развивающих рубрик: «Остров поэзии», «Аптека для души», «Год открытых дверей», «За семью печатями», «Ковчег», «Открой книгу – открой мир», «История вещей», «Жизнь замечательных слов», «Кто первый?», «Морская газета», «Зеленые страницы» и других. «Костер» – журнал литературно-художественный, поэтому чтение, проза и поэзия, новинки детской литературы всегда, со времен создателя и первого главного редактора «Костра» С. Я. Маршака, были в издании главной составляющей каждого номера. Рубрика журнала «Новые имена. Премьера книги» пользуется неизменной популярностью. В каждом номере читателей ждет приключенческая, детективная, фантастическая или веселая школьная повесть, рассказы или самые интересные главы из новых детских книг отечественных и зарубежных авторов. А еще – яркие научно-популярные статьи и очерки о путешествиях и открытиях, о технических и научных достижениях, о природе и братьях наших меньших, об истории планеты и истории нашей Родины, об искусстве – обо всем, что расширяет мир за строкой учебника, отвечая на извечные детские вопросы: «Что? Где? Когда? Почему?»

Наряду с традиционными рубриками «Костра», существующими уже несколько десятков лет, в последние годы открылись новые: «Будущее уже здесь» об IT-технологиях; «Нам знаки знаки подают» о символах, зашифрованных смыслах и знаках в произведениях искусства, объектах материальной культуры, в науке, истории и литературе; «Вот в чем вопрос» о широком спектре ярких явлений и событий в истории человечества; «Советы Мэри Поппинс», где опытный детский психолог отвечает на «трудные» вопросы читателей.

В журнале много разных конкурсов, загадок и викторин. Один из самых интересных – конкурс «За семью печатями», развивающий логическое мышление. Также читатели могут познакомиться с мнением своих сверстников по самым разным темам в рубрике «Пресс-клуб», узнать о маршрутах детской экологической экспедиции «Живая вода», которую уже больше тридцати лет ежегодно проводит журнал. Свои стихи и рассказы ребята могут присылать в рубрику «Творчество твоих ровесников», а тот, кто обладает тонким чувством юмора – на конкурс «Ваш веселый звонок».

Нынешний год в «Костре» проходит под знаком 350-летия Петра Великого, и читатели с увлечением знакомятся с интереснейшими материалами в рубрике «Путешествуем с Петром I», участвуют в конкурсе эссе «Мой Петр I», который журнал проводит вместе с Президентской библиотекой.

– В этом году СППИ ГИПП в восьмой раз проводит Всероссийский конкурс детских СМИ и фестиваль «Волшебное слово». Насколько, на ваш взгляд, они важны и полезны для детских изданий и для журнала «Костер» в частности?

– Они, безусловно, важны и чрезвычайно полезны абсолютно для всех детских СМИ, даже для тех, кто по каким-то причинам не смог принять в этих проектах участие. Восхищаюсь искренним и деятельным стремлением организаторов помочь детским изданиям выжить, познакомить их с возможностями получения государственной поддержки, приобщить их к опыту самых креативных и успешных коллег. Организаторы обсуждаемых проектов готовы едва ли не в круглосуточном режиме оказывать содействие в решении самых разных проблем, щедро делиться знаниями, советами, энергией, душевным теплом.

В биографии «Костра» участие в конкурсе и фестивале «Волшебное слово» – очень важная страница. Признание в 2021 году нашего журнала лучшим детским изданием России в своей категории стало для всех, кто связан с «Костром», огромным радостным событием, чрезвычайно важной поддержкой, очень помогло и в решении ряда практических вопросов.

– Как вы относитесь к созданию нового общероссийского движения детей и молодежи, аналога пионерии?

– Мне нравится идея создания этого всеохватного движения, которое объединит и консолидирует самые разнородные детские и молодежные организации, объединения, союзы и движения. Принципиально важно, что в новом движении все будет основано исключительно на добровольных началах. Не менее важно и то, что движению, организациям обещана реальная поддержка. Сегодняшняя разобщенность и не всегда добросовестное соперничество разных детских и молодежных движений и объединений наносят ощутимый ущерб важнейшему делу воспитания поколения думающих и чувствующих юных – будущих взрослых, которые сумели еще в детстве обрести гражданскую позицию и любовь к своей стране, стать интересными и созидательно мыслящими личностями.

Александр Никитушин
Фото из архива журнала «Костер»
Материал опубликован в июньском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Возврат к списку

Популярные журналы